Виктор Тяхт: «У профессионала должно присутствовать абсолютное хладнокровие в работе»

После общения с Виктором Тяхтом осознаешь, насколько сложное это направление — фотоанималистика. Всего десять лучших снимков за всю карьеру фотографа, неудачный снимок не расценивается как неудача, равнодушная реакция зрителей и проч. В чем же суть? Наверное, процесс, как сказал сам Виктор Тяхт. Процесс фотографирования, процесс общения с природой и животными. И это — настоящая жизнь. Фотография вторична. Главное — живые эмоции.

viktor_tyaht_jpeg

Виктор Тяхт

Сколько лет вы осознанно занимаетесь фотографией?

Я увлекался фотографией еще в юношеские годы. Потом был длительный перерыв. Вернулся в 2002 году, когда, будучи в командировке в Японии, приобрел цифровую камеру Sony Cybershot DSC-F828. Ее украли, чем меня обозлили. Только поэтому купил другую. Долго выбирал жанр. Остановившись на птичках, уже осознанно перешел на зеркалку. Увлекся, вступил в клуб foto.ru. И дальше пошло-поехало. Фотографии в моей жизни становилось все больше. В свое время я был большим театралом, постоянным посетителем художественных выставок, книгочеем. В 2005 году все это окончательно заменила фотография. Наверное, к тому времени главное для себя я уже посмотрел и прочел, больше не умещалось, и пора было на той основе что-то сделать самому.

Почему вы никогда не бросите фотографию?

Меня увлекает сам процесс фотографирования. Кстати, в этом заключается особенность любительской фотоанималистики. Иногда накатывает - а не бросить ли? Но это признаки типичного перманентного кризиса, свойственного всем без исключения, кто замахнулся на творчество.

Как вы можете описать ваш оригинальный стиль?

Есть стиль и жанр. Я много работаю с одними и теми животными в повторяющихся сюжетах. Поскольку с самого начала уделял много внимания мелким летучим птичкам, то узнаваем скорее всего, как фотограф, снимающий летучую мелочь. В фотосообществе подслушал термин «тяхтовщина». Гадаю, что такое имелось в виду? Надеюсь, что уже стилевая склонность к эксперименту и признание природных форм, цветов, абстракций как полноценных составляющих фотографии дикой природы. Правда, с этим далеко не все соглашаются. Скорее даже сообщество консервативно в допустимых технических и творческих приемах анималистики. И здесь мы обнаруживаем извечный встроенный конфликт принимаемых или нет концепций и правил. Как и в других сообществах, у нас есть обязательная и произвольная программы. Чтобы поддерживать технику, нужно время от времени выполнять обязаловку.

Такой реализм для многих остается единственным принимаемым творческим методом (никакого осуждения - почему бы и нет?). Но именно поэтому у многих фотоанималистов представление традиционных сюжетов сходно до неразличимости. Это школа, классика, и это можно оценить совершенно объективно - по качеству. Но удивительное дело, даже в традиционных сюжетах живой мир оказывается невероятно разнообразным, хотя признаем, что есть ощущение исчерпанности традиционных сюжетов в традиционной технике. Повторяется уже почти всё. Мне интереснее произвольная программа. Или совсем, на первый взгляд, невозможная для фотофиксации классическая динамика, или фантазии на тему дикой природы. Наверное, моя фирменная картинка, которую можно и не подписывать, – чумная летучая птичка. Хотя в последние годы я увлекся новыми героями – сайгаками, зубрами, ящерицами, и даже пробуюсь в макро и пейзаже, хотя обязательная программа мне здесь не по силам.

Можете сравнить аналоговую фотографию и цифровую?

Если честно, даже не вспоминаю про пленочную фотографию. Хотя надо отдать должное некоторым уникальным фотографам старой генерации, которые на пленку снимали невероятные вещи, например, прыгающих мелких животных, быстролетящих птиц. Они переделывали камеры под определенные задачи, сооружали сторожковые устройства. На такие картинки я смотрю (без преувеличения) как на исторически памятники способностям человека в решении сверхзадач. Сейчас с цифровой камерой, которая снимает 24 кадра/c, мне гораздо проще добиться аналогичных результатов. А из-за принципиального уменьшения трудоемкости - даже в большем разнообразии. Именно в анималистике цифровые технологии сделали невероятный переворот. И новые технические возможности возникают постоянно. Дроны, фотоловушки… Вместе с появлением новой техники рушатся и устойчивые стандарты. С теми же фотоловушками оказывается под вопросом само понятие авторства. А пленка пусть остается для искренних любителей.

Вы сами обрабатываете изображения после съемки?

Постобработку я делаю самостоятельно, и с каждым годом все меньше и меньше. Заметил, что чем меньше обрабатываешь фотографии, тем они... лучше. Снимаю в формате RAW+JPEG. Кстати, хочу отметить очень высокое качество внутрикамерного формата JPEG на технике Sony. Например, взяв однажды особенно интересный RAW-снимок, полученный на Sony RX10M4, я так и не смог довести его до аналогичного качества в формате JPEG.

Как вы можете описать понятие «хорошая фотография»?

Это очень спорный вопрос. Давайте говорить только про wildlife. Генезис разногласий понятен. Исторически мы выросли из документальной биологической съемки чисто прикладного значения. Когда пошло естественное развитие и сама тема стала требовать художественной реализации, у многих остался фундаментальный критерий качественной оценки – полная прорисовка пера или шерсти, ясный биотоп, характерная поза и проч. Они оставили себе реализм как единственное художественное направление. Но здание состоит не только из фундамента. Мы говорим о художественной фотографии, а здесь ограничения в изобразительных методах только вредят.

Есть отличные реалисты (хотя даже лучшие иногда не чувствуют, где происходит качественный переход от научной фиксации к явлению искусства). Я оцениваю фотографии без этого инородного ограничения. Это было бы просто ограничением языка, на котором формулируется художественный дискурс. Если фотограф попал в контекст и его язык понятен аудитории, хорошая фотография должна создавать чувственное ощущение дыхания природы или природного объекта, их развития, уникальности, всего разнообразия возможных примет узнавания. Наверное, моя попытка точности определения очень выглядит замысловато. Тогда скажу проще. Или вам хочется рассматривать картинку, или нет. Вот и всё. А если ваш язык вдруг сильно изменится, что может легко произойти без постоянного общения на этом языке с какой-то вменяемой аудиторией, тогда картинка будет хороша только для вас. В принципе, тоже неплохо.

Какие имена в визуальных искусствах являются для вас знаковыми?

С фотографами дикой природы проще всего: Венсан Мунье/Vincent Munier, Клаус Нигге/Klaus Nigge, Сергей Горшков... Вообще нужно понимать, что фотоанималистика как направление в фотографии сформировалась около 50 лет назад, поэтому с классиками можно быть знакомым лично. Сложившиеся предпочтения в общем художественном поле спорадичны, здесь не смогу определить первенства, поэтому привожу фактически случайную выборку – Сандро Боттичелли, Иероним Босх, Михаил Врубель, Василий Кандинский, Тивадар Костка Чонтвари, Иван Шишкин. В кино – Андрей Тарковский, Марлен Хуциев, Микеланджело Антониони, Дзига Вертов, Луис Бунюэль. Обычная мешанина, воспринятая в юношестве. Но явно плодотворная для поиска общих изобразительных средств.

Кто приходит в фотоанималистику?

Приходят люди разных специальностей, социального статуса и доходов. Рационального объяснения здесь нет. Есть долларовые миллионеры и рублевые пенсионеры. Причем часто они умудряются делать сравнимые по художественной ценности работы. И оценивают друг друга без зависти. В целом могу сказать, что фотоанималисты — это люди, не равнодушные к природе, часто готовые активно выступать в ее защиту. Сам момент начала - тоже сильно по-разному. Кто-то из семьи биологов и с детства без цветочков и птичек не представляет себя. Другие, как я. Ударило однажды по голове - а с чего вдруг?..

Что самое сложное в фотоанималистике?

Самое сложное сейчас придумать оригинальную идею на стадии подготовки к съемкам. Что касается засидки, так если там комфортно - почему бы не посидеть сутки-двое. Вообще сейчас редко снимают абы что. Как правило, у фотографа есть в голове кадр, и он осознанно идет на его получение. Или с набором творческих устремлений выбирает себе время и место, где наверняка будут возникать ситуации для их реализации. Для меня и многих - самый желанный вариант. Вот погода нам часто дело портит.

Какое ваше самое большое достижение в фотографии?

Я не очень доволен достижениями. Но есть редкие моменты, когда смотришь превьюшку на дисплее камеры, и тебя пробивают эмоции — вот оно! Видишь, что картинка получилась. К сожалению, подобных случаев за всю мою съемочную практику было не более... десяти. И у каждого кадра своя судьба. Один оказался нерезким. Еще пара при моей личной самой высокой оценке не вызвала никакого интереса у зрителей. Другие снимки достигли максимальных конкурсных успехов. И еще пара кадров стоит в очереди на оценку. И очень важно следующее. Одиночная хорошая картинка сама по себе если и создается, так очень редко. Все мои избранные – часть какой-то большой общей темы, с которой возился месяцы и годы. Снимать надо темами, проектами. Из них что-то вырастет, а случайно – только как редчайшее исключение.

О чем вы больше всего сожалеете в профессии, самая большая неудача?

Тот, кто занимается фотоанималистикой, должен быть всегда готов к тому, что увидит сюжет, достанет камеру и... промахнется. Неудача такого рода у нас не засчитывается как неудача. Ведь фотографу повезло уже в том, что он увидел сюжет и получил шанс. Потом достреляет, как надо. Неудача – это собственная вина. Про себя расскажу такую историю. С 2006 года регулярно езжу в Калмыкию, в частности на озеро Маныч. С первого же захода увидел сюжет для работы. Это был массовый загон рыбы пеликанами. Несколько сотен птиц собираются в одном месте. Потом вся эта армада летит очень низко, хлопая крыльями по поверхности воды, и гонит рыбу на мелководье. Там ее запирают, и начинается пиршество.

К нему присоединяются бакланы, разные цапли и другая тварь помельче. Точно предугадать место и время этого события невозможно. Несколько раз я опаздывал буквально на чуть-чуть. Дважды видел из засидок, но - не совсем близко. И вот однажды все срослось. Я оказался за камышами с удобным проходом к воде. Птицы летели в мою сторону совсем близко к берегу, шум стоял почти паровозный. А я задергался. Настолько неожиданно случилось долго желаемое событие. Побежал к одной точке. Вернулся - а зря. Все-таки вышел на позицию. На камере был отличный объектив. Меня колотило: «Вот эти 10 секунд, которых я так ждал». Снимал в контровом свете, забыв, что некоторое время назад сделал коррекцию экспозиции в плюс на две ступени. В результате вся серия пошла в корзину. Вывод — у профессионала должно присутствовать абсолютное хладнокровие в работе. Забудьте про все свои хотелки и старые желания в этот момент. Вы, камера, элементы управления, объекты съемки – всё, работаем!

Чего вы хотите добиться в фотографии?

Как правило, фотографы-анималисты реализуют проекты в течение нескольких лет. Например, сейчас я пытаюсь разобраться с крупными хищными птицами на Алтае. Начало тяжелое, это надолго. В голове держу несколько кадров, которые хочу получить. Но это частный рабочий процесс. Если говорить о т. н. большой фотографической мечте, то она никак не связана с медалями и другими плюшками. Главное, хочется максимально протянуть срок активной работы и находить новые сюжеты и решения. А какие – и не знаю. Важно, что новые. И не хочу знать, как мои результаты оценят зрители. Вот, например, много лет снимал (и продолжу) мелкую птичку мухоловку-пеструшку. По собственной оценке, супер. Но этого никто особо не оценил. Ну, и ладно. Все-таки я нерыночный человек.

Что зрителям нравится в фотографиях животных?

Массовый зритель ценит гламурные, прикольные, мимимишные изображения животных, тех же котиков. Пролистнул в «Инстаграме» и дальше. Но есть другая прекрасная аудитория, знающая и чувствующая, для которой приятно выставляться. Люди сильно разные. Авторитетные конкурсы поддерживают планку и задают тренд. Есть в нашем деле и мода. Но все это касается очень узкого верхнего слоя изобразительного контента. Такой, в принципе, не может быть массово интересен. Но это моя ниша. Очень люблю следить за коллегами, особенно за мятущимися, нервными и меняющимися.

У вас есть ученики?

Среди фотоанималистов принята другая форма обучения — все учатся друг у друга. И важно, чтобы человек был готов делиться своими знаниями. Ты отдаешь знания — и с тобой делятся практическими навыками. Вообще взаимопомощь — непременный фактор эволюции. Хотя в подобных ситуациях возникает проблема. Например, когда группа фотографов снимает одни сюжеты, например, из засидки, 95 процентов кадров будут похожими. Но при этом грамотные и самобытные фотографы умудряются из одной засидки сделать принципиально разные и узнаваемые по авторству кадры. Я остаюсь сторонником групповой работы над проектами. Пользы от этого больше. С уплывающими в чужие руки шедеврами можно и смириться.

Что должен сделать начинающий фотограф, чтобы стать известным?

Есть главное, чтобы входить в эту воду. Просто нутром почувствовать – ваше это дело или нет. Деньги хорошо, но некритично. При нынешнем вторичном рынке будете на ступень ниже по технике (это вообще ерунда) без непосильных затрат. Пройдет время, может, поменяете работу. Будет недовольна жена/муж – разведетесь. Главное, почувствуйте – это ваше или нет. Там сразу понятно бывает.

Так сложилось, что в нашем сообществе избегают обсуждения этой темы: зачем ты пришел, что тебе нравится и проч. Я никогда не буду рассказывать между своими, что мне нравится фотоанималистика и по каким причинам. В этой области не так уж важны признаки формального успеха, здесь невозможно заработать материальный капитал. Поэтому ты либо здесь, либо нет. А если ты с нами, не надо ничего объяснять. А дальше все просто - много работать. И есть смысл часть ошибок повторить самому, а не учиться на чужих. А вот повторение, даже копирование, лучшего из уже сделанного – очень желательный и необходимый этап. А известным в общем смысле вы не станете. Это не для телевизора в прайм-тайм.

Больше работ Виктора Тяхта вы можете увидеть здесь: LiveJournal>>

Источник: SonyAlphaPro

5 кадров с Harman Phoenix 200 и Olympus Pen D

5 кадров с Harman Phoenix 200 и Olympus Pen D

Блог8 ч. назад
Harman Phoenix 200 - новейшая цветная пленка от Ilford. Наконец-то у Kodak появился реальный конкуре...
Как превратить плёночную камеру в цифровую

Как превратить плёночную камеру в цифровую

Блог3 года назад
Видеоблогер [befinitiv] опубликовал на своём YouTube-канале видео, в котором показал, как ему удалос...
Фотоархив: история культовой фотографии Ормонда Джильи «Девушки в окнах», 1960 год

Фотоархив: история культовой фотографии Ормонда Джильи «Девушки в окнах», 1960 г...

Блог2 года назад
В 1960 году фотожурналист Ормонд Джильи собрал 43-х женщин, одел их в изысканные красочные наряды и ...
Булат Окуджава

Булат Окуджава

Блог8 лет назад
А ведь Булат Шалвович просил... Нет, не просил, конечно. Он пел в форме нежного повеления о то...
Рэйчел Уайт: цветочный фьюжен

Рэйчел Уайт: цветочный фьюжен

Блог5 мес. назад
Эксперименты Рэйчел Уайт с плёнкой LomoChrome на цветочную тематику с использованием двойной экспоз...
Адам Кайл Джексон: в погоне за бурей

Адам Кайл Джексон: в погоне за бурей

Блог3 мес. назад
Адам Кайл Джексон известен своим невероятным талантом фотографа-охотника за штормами. Родом из Техас...
Три эпохи фотографии: пластина, плёнка, «цифра»

Три эпохи фотографии: пластина, плёнка, «цифра»

Блог2 года назад
После изобретения в начале 1800-х годов фотография и фотокамеры прошли долгий путь развития. Громозд...
Джоэп Хиджвеген: предвидеть случайность

Джоэп Хиджвеген: предвидеть случайность

Блог5 мес. назад
Джоэп Хиджвеген - уличный фотограф из Амстердама, чей художественный стиль определяется отражениями ...
Эвелин Бенчикова: стирая границы между реальностью, памятью и воображением

Эвелин Бенчикова: стирая границы между реальностью, памятью и воображением

Блог4 мес. назад
Эвелин Бенчикова, родившаяся в Братиславе, Словакия, занимается визуальным творчеством, специализиру...
Концептуальная фотография Амели Сацгер

Концептуальная фотография Амели Сацгер

Блог4 мес. назад
Амели Сацгер - фотохудожница из Мюнхена. Ее фотографии раскрывают искусно организованный визуальный ...
За крокусами в Карпаты! Часть 1

За крокусами в Карпаты! Часть 1

Блог5 лет назад
Весной всегда хочется чуда. Яркого и красивого чуда. А ждать, пока оно придёт само - не хочется (вед...
Тристан Холлингсворт: жажда странствий и ностальгия

Тристан Холлингсворт: жажда странствий и ностальгия

Блог1 год назад
Фотограф, Тристан Холлингсворт, создает эфирные и глубоко поглощающие аналоговые образы, которые выз...
Сергей Гаврилов: «Фотограф должен спать с камерой под подушкой»

Сергей Гаврилов: «Фотограф должен спать с камерой под подушкой»

Блог2 года назад
Сергей Гаврилов фотограф лишь наполовину, поскольку вторая часть его творчества посвящена кино и вид...
Дэвид Ниссен: остановить движение

Дэвид Ниссен: остановить движение

Блог1 год назад
Дэвид Ниссен родился в Валансьене, Франция, в 1969 году, изучал фотографию и живопись в Школе изящны...
Фотограф и модель побили мировой рекорд Гиннесса по глубине подводной фотосессии

Фотограф и модель побили мировой рекорд Гиннесса по глубине подводной фотосессии

Блог1 год назад
То, что началось как шутка о том, как безопасно проводить фотосессию во время ограничений COVID-19, ...
Виктор Тяхт: «У профессионала должно присутствовать абсолютное хладнокровие в работе»
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить