Снимаем циферблат: какое установить время?

При предметной съёмке часов в числе прочих возникает и такой вопрос: какое время выставлять на циферблате? Если полистать рекламные проспекты, то почти везде можно увидеть на этот счёт одну и ту же картину – 10:09:35 (иногда 10:09:36). Почему так, и не иначе?

Фото и текст  - Том Fincher


В инете есть много объяснений – от рациональных до полушаманских – но однозначного ответа не даётся. 
Его, очевидно, не может быть в принципе, так как это не высшая математика, а очень зыбкая тема визуального восприятия, тем не менее, мне представляется разумным следующее:
- во-первых, при подобном раскладе интервалы между стрелками образуют равномерно возрастающую (на 5 с небольшими округлением в долях) прогрессию – 15, 20, 25, что кажется довольно гармоничным;
- во-вторых, часовая и минутная стрелки на "лице" циферблата рисуют как бы "улыбку", внося в снимок некий положительный эмоциональный посыл (что имеет первостепенное значение при рекламе);
- в-третьих, положение 10:09:35 - наверное, самое оптимальное в плане незагораживания стрелками брэндовых логотипов, которые обычно наносятся строго выше или ниже оси циферблата.

Однако, есть и ещё одно обоснование чисто психологического плана:
когда потребитель видит на рекламе часы с показаниями 10:09:35 (которые по факту стали как бы негласным стандартом), он подсознательно начинает считать этот товар "точным", т.е. идущим так же, как и все его "правильные" собратья. 

Вместе с тем, у любого правила должны быть исключения. 
Правильность"расстреловки" не может не зависеть от ракурса (одно дело, когда снято фронтально в лоб, и совсем другое - при изометрии), а также от типа самого циферблата. 
Действительно, на нём часто присутствуют и дополнительные цифровые экраны, и министрелки, да и логотипы совсем не обязаны располагаться на привычном месте.
Поэтому, вполне разумно в таких случаях полагаться на своё ви́дение и исходить из реальной задачи.
Например, вот эти мои пилотские часы на заставке статьи можно было запросто снять и чуть по-другому - с положением перевёрнутого "мерседесовского значка" – т.е. с секундной стрелкой, направленной чётко вниз (на 30): получилось бы нисколько не хуже – строго, симметрично, по-военному.

Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Практика2 года назад
Хотите проверить, сколько отдельных фотографий камера сделала за весь срок эксплуатации? Вот руковод...
Взгляд на мир «рыбьим глазом»

Взгляд на мир «рыбьим глазом»

Практика12 лет назад
За время, прошедшее с того дня, когда человек впервые получил фотографическое изображение, техника д...
Фотопрактика с камерой Nikon D7200: серийный папарацци собрался на дело

Фотопрактика с камерой Nikon D7200: серийный папарацци собрался на дело

Практика9 лет назад
Съемка репортажей со спортивных и других мероприятий является одним из наиболее сложных жанров, треб...
Негативное пространство: как добавить что-то из ничего

Негативное пространство: как добавить что-то из ничего

Практика2 года назад
Негативное (отрицательное) пространство - это мощная концепция в искусстве и фотографии, которая поз...
Профессиональная съемка автоспорта. Советы начинающим фотографам

Профессиональная съемка автоспорта. Советы начинающим фотографам

Практика3 года назад
Многие мечтают стать профессиональным фотогграфом автогонок, но с чего начать и как добиться успеха?...
Натюрморт: мертвая натура или тихая жизнь?

Натюрморт: мертвая натура или тихая жизнь?

Практика10 лет назад
Почти все традиционные жанры живописи в момент появления фотографии стали и ее традиционными жанрами...
Что делает фотографию кинематографичной

Что делает фотографию кинематографичной

Практика2 года назад
Я уверен, что за последние несколько лет все мы, фотографы, так часто слышали слово «кинематографиче...
Авиаспоттинг (советы начинающим)

Авиаспоттинг (советы начинающим)

Практика5 мес. назад
Авиаспоттинг (съёмка летательных аппаратов) ровно на столько распространён среди фотолюбителей, на с...
Урок портретной съемки от Дмитрия Исхакова: работа с постоянным и импульсным светом, особенности использования насадок гобо

Урок портретной съемки от Дмитрия Исхакова: работа с постоянным и импульсным све...

Практика3 года назад
Всем интересно узнать, как профессиональный фотограф сделал тот или иной кадр. Особенно это касается...
Портрет на природе

Портрет на природе

Практика3 года назад
Лето — идеальная пора для фотосъемки на природе. Цветущие сады и парки, обилие зелени и сочных красо...
Тернистый путь к облакам или как фотографу подготовиться к полету

Тернистый путь к облакам или как фотографу подготовиться к полету

Практика3 года назад
Фотографы любят путешествовать. Потому что происходит смена обстановки, обнаруживаются новые сюжеты ...
Естественные эмоции или как начать путь в фотоанималистике

Естественные эмоции или как начать путь в фотоанималистике

Практика2 года назад
Хорошая фотография дикой природы всегда вызывает у зрителей яркие и позитивные эмоции. Насколько мно...
Карточная игра: как фотографу получить все козыри?

Карточная игра: как фотографу получить все козыри?

Практика5 лет назад
Потерять съемку, а следом за ней репутацию - страшно. Всем. С годами я избавился от паранойи, что ка...
Почему просветление оптики важно для фотографии

Почему просветление оптики важно для фотографии

Практика2 года назад
В последние годы некоторые производители разработали новые просветляющие покрытия для своих объектив...
Сделайте свой собственный диффузионный фильтр

Сделайте свой собственный диффузионный фильтр

Практика3 года назад
Если вам нравится эффект мягкой расфокусировки, который создаёт диффузионный фильтр, вы можете воспо...
Снимаем циферблат: какое установить время?
Tom Fincher

Комментарии

Отправить
7 лет назад
ответ
Том, полезная публикация, многие даже не задумываются о времени, о том, что оно у каждого - величина не бесконечная. Отличный цикл может получиться "Как это снято?", если пройтись глазом по многим вашим... фотографиям
Отправить
7 лет назад
ответ
Спасибо, Сергей! Идея о цикле хорошая, постараюсь реализовать периодическими публикациями.
Отправить
7 лет назад
ответ
Абсолютна согласна, Том, с вышесказанным по поводу бренда и тем, что в данном случае важно авторское видение.
Отправить
5 лет назад
ответ
Интересное описание, так как не кто не описывал, почему же 10ч 9мин 35 сек, Том, а почему не 29 сек, мне кажется это было более гармонично.
Отправить
5 лет назад
ответ
А я там, Кирилл, один из резонов указал:
интервалы между стрелками образуют равномерно возрастающую (на 5 с небольшими округлением в долях) прогрессию – 15, 20, 25. Т.е. между секундной и минутной - 15, между минутной и часовой – 20, между часовой и секундной (дальше по кругу) – 25.
Но не забывайте и про все остальные моменты, о которых упомянуто в статье: в зависимости от дизайна самого лимба и расположенных на нём элементов гармонично может смотреться и совсем другая расстановка стрелок.
Отправить
4 года назад
ответ
Очень интересная статья! Но у меня есть вопрос, а как остановить стрелки и показания электронных дисплеев? Мучаюсь давно! Хотел G-Shock сфотографировать, но ответов на свои вопросы пока не нашел.
Отправить