Размышления на тему портрета

Наверное, я неправильный портретист, если задаюсь вопросом: «Зачем снимать портреты?». Мы же не задумываемся, зачем нам дышать, есть, спать. Творить - такая же естественная потребность для человека. У меня она выражается в желании создавать эти самые портреты. До недавнего времени не было никаких «зачем», а сейчас эти вопросы появились. Давайте вместе разберемся.

Автор: Даниил Контрович

00

Портрет как способ общения

Кому и зачем нужен портрет? Разумеется, тем, кто его создает. Порой истинный мотив - не само достижение результата, а процесс съемки, общения. Фотография - это удобный способ знакомиться, коммуницировать с людьми.

Портрет как самопознание автора и человека в кадре

Человек в кадре находится в центре внимания. А фотограф не хуже психолога способен раскрыть, показать портретируемого с новой для него стороны или передать естество человека, что может благотворно повлиять на его самооценку, борьбу с внутренними комплексами. Также создавая образ, автор может посмотреть со стороны и на себя, сделать автопортрет через другого. Это немаловажная составляющая для самоанализа. Особенно когда автор при съемке способен обратиться к бессознательному, а затем проанализировать получившийся результат.

01

Портрет как осознание себя во времени

Созерцая фотографию, портретируемый становится зрителем и получает образ самого себя в конкретный момент времени. Часто вследствие искаженного представления о себе, человек не ценит, чем обладает. Но через несколько лет снимок становится более ценным документом, воспоминанием.

02

Портрет как история

Какую задачу ставит перед собой автор, создавая портрет? Сделать фотографию ради фотографии, оперируя только технической и визуальной составляющей кадра?

На мой взгляд, задача более высокая: отобразить, оставить что-то во времени, а не показывать себе и сверстникам: "Как я могу". Когда автор задумывается над этим, как раз и начинается череда резонных вопросов: “О чем ты повествуешь? Что нового ты можешь внести? Или насколько фотография отражает твоих современников, время, в котором ты живешь?”. Возьмите интересного вам человека и расскажите его историю, - это уже будет не просто портрет, а фотоэссе. Оно может содержать в себе и предметы быта, окружения, атмосферы, присущей человеку. Еще возможно социальное исследование, когда портреты разных людей объединены общей тематикой, проблематикой. Такие истории будут интересны и сейчас, и сквозь время. Только это уже не будет портрет в привычном понимании.

03

А как же фотосайты и модели?!

Мы живем в век потребления. Фотографам, как и не-фотографам хочется обладать. Например, полуобнаженной девушкой или просто ее красивым личиком. В таких работах модель часто безмолвно говорит: "Посмотрите на меня, я красивая/я показываю". Это больше похоже на рекламу, чем на человека, которому хочется сопереживать и узнать ближе. Формально эта работа все же остается портретом.

04

Как же научиться отличать хороший портрет?

Хорошая портретная фотография должна транслировать что-то настоящее, актуальное и для модели, и для фотографа. Тогда она приобретает краски жизни.Для меня существуют два главных критерия в портретной фотографии.

Первый - присутствие Человека. Наличие человека в кадре не говорит о том, что он там есть. Не исключено, что перед нами очень качественная копия, манекен. Такое бывает, когда модель стремится что-то показать, не переживая это, надевает маску. Сопереживание возникает при зрительном контакте с человеком, испытывающим внутреннюю эмоцию. Только так фотография будет показывать Человека, а не куклу, пусть и очень реалистичную. В то же время даже при отсутствии человека в кадре, только одни предметы, характеризующие его, передающие атмосферу, могут создать полноценный портрет.

05

Второй критерий - образность или характер, типаж. Чем больше ассоциаций можно придумать к вашему портретируемому, тем лучше! Зритель найдет свое родство, воспоминания, вызванные вашей фотографией. Изображенный человек не будет казаться чужим, если в его образе есть что-то схожее с тем, что зритель уже видел.

06

***

Подводя итог, вполне разумно поставить вопрос: какой портрет нужен именно вам?

Источник: https://www.sony.ru/alphapro/articles/razmyshleniya-na-temu-portreta
Спортивная съемка

Спортивная съемка

Техника съемки6 лет назад
Сегодня мы поговорим об одном из интереснейших видов репортажа — спортивной съемке. Мы разберём, как...
Визуальные этюды в низком ключе. Темная тональность в фотографии.

Визуальные этюды в низком ключе. Темная тональность в фотографии.

Техника съемки3 года назад
Предлагаю поговорить о тональности фотографического изображения. Это как в музыке, где одни композиц...
Создайте этот красочный эффект без фоторедактора, используя всего 3 осветителя и гели

Создайте этот красочный эффект без фоторедактора, используя всего 3 осветителя и...

Техника съемки2 года назад
Как сформировать белый свет? Нет, это не вопрос с подвохом. Большинство из нас довольно хорошо знако...
Семь масок гобо, которые можно найти у себя дома.

Семь масок гобо, которые можно найти у себя дома.

Техника съемки6 лет назад
Маски гобо - это модификаторы света, которые выполнены в виде трафарета с определённым рисунком. Они...
В зоне холода. Как фотографировать зимой?

В зоне холода. Как фотографировать зимой?

Техника съемки6 лет назад
Каждое время года требует от фотографа разных навыков и разного подхода к съемке. И самой требовател...
Уроки Розова: смотреть и видеть. Часть 2

Уроки Розова: смотреть и видеть. Часть 2

Техника съемки10 лет назад
В предыдущем номере нашего журнала была опубликована первая часть статьи Георгия Розова, посвященная...
Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Звезды в кадре. Учимся астрофотографии

Техника съемки8 лет назад
Что может быть прекраснее звезд? Только их фотографии! Тема нашей новой Магистратуры Nikon — одна из...
Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть II

Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть II

Техника съемки10 лет назад
В прошлом номере мы начали рассматривать современные направления свадебной фотографии в контексте дв...
Композиция в предметной съемке

Композиция в предметной съемке

Техника съемки8 лет назад
Представляем вам экспертов: наш специальный гость, один из лучших предметных фотографов России Игорь...
Техника Владимира Морозова:  снимаем жидкость в движении

Техника Владимира Морозова: снимаем жидкость в движении

Техника съемки5 лет назад
В этой статье я объясняю способ съемки движущихся жидкостей, известный как «Всплеск». Съёмка жидкост...
Откройте! Делимся секретами идеального боке

Откройте! Делимся секретами идеального боке

Техника съемки6 лет назад
Этот совет посвящен съемкам на открытых диафрагмах. Хорошего боке может добиться не каждый фотограф!...
Выбор оборудования для предметной фотосъемки, для начинающих.

Выбор оборудования для предметной фотосъемки, для начинающих.

Техника съемки5 лет назад
Какое оборудование необходимо для создания небольшой предметной фотостудии? В этой статье я расскажу...
Панорамная съёмка

Панорамная съёмка

Техника съемки8 лет назад
Съёмка панорам — один из наиболее часто используемых в пейзажной фотографии приёмов. Если не ограни...
Простой и доступный способ нарисовать свой собственный фон

Простой и доступный способ нарисовать свой собственный фон

Техника съемки6 лет назад
Если вы хотите, чтобы фон идеально подходил для вашей фотосессии и при этом экономил бюджет – вы мо...
Тревел-фото или съемка в путешествии

Тревел-фото или съемка в путешествии

Техника съемки6 лет назад
Сегодня мы поговорим о съемке в путешествиях — тревел-фото. Надеемся, наш сегодняшний урок поможет в...
Размышления на тему портрета
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить