Сергей Борисов «Сказка о потерянном времени»

В рамках «Фотобиеннале-2022» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Сказка о потерянном времени», приуроченную к 75-летию классика российской фотографии и главного летописца московского и ленинградского андеграунда 1980-х — 1990-х годов Сергея Борисова. Впервые МАММ показывал выставку Сергея Борисова 25 лет назад — на Первой московской международной «Фотобиеннале» в 1996 году.

508943_jpeg

Сергей Борисов. Полет. 1988.

Сергей Борисов открывает для себя фотографию в детстве. В двенадцать лет, получив в подарок фотоаппарат «Смена», он записывается в фотокружок Дома пионеров на Чистых прудах. Получив хорошие знания по фотокомпозиции, свету, резкости и прочим премудростям техники фотографии, в юности Сергей Борисов на какое-то время забывает о камере. В его увлекательной и бурной биографии был период, когда будущий фотограф год работал директором вагона-ресторана в поездах дальнего следования. С одной стороны, юноша увидел мир — необъятные просторы СССР, с другой — встретился с огромным количеством людей. Эти встречи оттачивали природный дар Сергея Борисова к общению, те навыки, которые мы сегодня называем soft skills.

Уже в 1970-е годы Борисов вернется к фотографии и будет зарабатывать «выездным фотографом», то есть ездить по разным городам и селам, снимая школьников, детей в детских садах, свадьбы и т.д. Параллельно он начинает заниматься рекламой — работает с музыкантами и актерами, делая снимки для фотообложек и фотоплакатов.

В 1976 году Сергей Борисов вступает в фотосекцию Горкома графиков на Малой Грузинской, где позволялось проводить выставки неофициальных художников. Через Малую Грузинскую начинается знакомство Сергея Борисова с художниками андеграунда. Там проходят его первые выставки фотопортретов художников. Они сыграли важную роль в профессиональной самоидентификации Борисова.

image_7

Сергей Борисов. Зимний загар. Москва. 1998

Борисов ищет и находит свой уникальный фотоязык. Драйв, жесткие и парадоксальные композиции его постановочных кадров уже в начале 1980-х годов превращают его в непререкаемый авторитет, прежде всего, в художественной среде: актеры, художники, музыканты — все хотели сниматься у Борисова. А Борисов, благодаря своей уникальной коммуникабельности и искреннему интересу к уже начинавшей легализовываться неофициальной культуре, безошибочно выбирал своими героями тех, кто лучше всего выразил это время перемен.

Борисова интересовала визуальная составляющая времени. Люди контркультуры, культуры андеграунда и новой культуры перестройки своим внешним видом являли резкий контраст по отношению к тем, кто всей своей жизнью был научен не выделяться из толпы. Именно в это время возникает и новая альтернативная мода. Сергей Борисов снимает показы Кати Филипповой, Кати Микульской, костюмы Гоши Острецова и др.

«Студия 50А» Сергея Борисова, название которой отсылало к легендарной нью-йоркской «Студии 54», стала местом сосредоточения альтернативной культуры. Сергей Борисов, безусловно, придумывал и ставил композиции для своих фотографий, но в то же время позволял героям привносить в эти фотографии ту уникальную пластику и творческую свободу, которая была им присуща.

original

Сергей Борисов. Акробат. Москва. 1993

В 1980-е годы Борисов начинает снимать видео. Видеоинтервью с художниками и музыкантами расширяли границы его понимания их творчества. Многие герои этих видеоинтервью становились друзьями и моделями фотосъемок Сергея Борисова, превращавшихся в искрометные хеппенинги.

Друзья дарили картины. В «Студии 50А» художники всегда могли найти и холсты, и краски. Часто они создавали свои картины за дружескими беседами в мастерской Борисова, который постепенно начал покупать их работы, совмещая свою художественную деятельность с коллекционированием.

Многие снимки Борисова стали легендарными, широко известными как в России, так и за рубежом. По ним мир в 1980-е — 1990-е годы узнавал другую Россию: живую, свободную, фонтанирующую творческой энергией.

image_6

Сергей Борисов. Диалог. 1983.

«Герои андеграунда 1980-х годов — веселящаяся детвора, — писал критик Александр Раппопорт в статье о Борисове. — Они играют на публику, которой нет, а потому эта игра неуязвима и тотальна. Поскольку она имитирует уходящую культуру, фотограф должен быть ее органическим свидетелем, новая беззаботность рождается в творческом слиянии фотографа и модели. Здесь нет фальши. Подлинное и поддельное утрачивает свою былую противоположность, ибо сегодня — их время, а завтра? Завтра ведь может вообще не быть».

За почти полвека творческой жизни у Сергея Борисова было множество выставок. Его снимки публиковали, в том числе на обложках, крупнейшие российские и мировые издания, такие как Le Monde, Photo, Vogue, Interview, Spin, Face и др. Работы Сергея Борисова продавались крупнейшими художественными аукционными домами. Они находятся в коллекциях многих музеях России и мира, в том числе в Мультимедиа Арт Музее, Москва.

Видеоархивы Сергея Борисова до сих пор малоизвестны. Между тем, они являются уникальными видеодокументами художественной жизни России 1980-х — 1990-х годов, и их еще предстоит открыть. Часть из них представлена на выставке «Сказка о потерянном времени» в МАММ.

Подробнее на сайте МАММ >>

Открытие выставки «Баухаус. Белый город Тель-Авива» в Музее архитектуры им. А.В....

Выставки5 лет назад
В апреле 2019 года во всем мире отмечают 100-летний юбилей Высшей школы строительства и художественн...
На Фестивале Турции устроят мастер-класс  по фотографии и фотоконкурс

На Фестивале Турции устроят мастер-класс по фотографии и фотоконкурс

Выставки6 лет назад
День открытия Фестиваля Турции в парке «Красная пресня» превратится в увлекательный фотоквест для фо...

Людмила Таболина. Визит дамы

Выставки3 дн. назад
С 7 мая по 23 июня 2024 в галерее Art of Photo (Санкт-Петербург) проходит выставка Людмилы Таболиной...
Беззеркальное будущее.

Беззеркальное будущее.

Выставки7 лет назад
С 20 по 23 апреля в Крокус Экспо пройдет Фотофорум, который является единственной в России выставкой...

Галерея Классической Фотографии представит мультимедийный проект Андрея Троицког...

Выставки3 года назад
С 7 апреля по 9 мая 2021 года Галерея Классической Фотографии представит мультимедийный проект совре...

3-я Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703

Выставки5 дн. назад
Третья ярмарка современного искусства 1703 пройдет в Санкт-Петербурге с 5 по 9 июня 2024 года в Цент...

Алмонд Чу. «Парад / В будущее»

Выставки5 дн. назад
ЦВК «Béton» (Москва) представляет персональную выставку китайского фотохудожника Алмонда Чу «Парад/ ...

Али Алишир. В движении.

Выставки1 мес. назад
Музей современного искусства Эрарта (Санкт-Петербург) представляет выставку турецкого фотографа Али ...

Эдоардо Делилле, Джулия Пьермартири. Атлас нового мира

Выставки1 мес. назад
В рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2024» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выст...

Спорт в фотографии. От Родченко до наших дней.

Выставки1 мес. назад
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку — исследование феномена спорта сквозь призму фот...

Природа Боба Колбренера

Выставки1 год назад
В Галереи классической фотографии проходит выставка современного мастера пейзажной фотографии Боба К...

Дмитрий Закунов. "Структуры `antropos"

Выставки3 дн. назад
Общество «А–Я» (Санкт-Петербург) представляет новый выставочный проект Дмитрия Закунова «Структуры `...

Андрей Белков. Вне поля зрения

Выставки1 год назад
21 июня в южном павильоне Речного вокзала (Москва) открывается выставка фотографий Андрея Белкова «В...

«Последние римляне» в Галерее классической фотографии

Выставки2 года назад
В Галерее классической фотографии в рамках выставки «ФотоТОП. Натюрморт 2022» продолжает работать эк...

Вернисаж медиа-фотовыставки Дмитрия Чебаненко

Выставки1 год назад
14 июля в 19.00 в фирменном выставочно-торговом центре «Зенит» в ГУМе пройдет вернисаж медиафотовыст...
Сергей Борисов «Сказка о потерянном времени»
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить