Спорт в фотографии. От Родченко до наших дней.

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку — исследование феномена спорта сквозь призму фотографии с начала XX века до наших дней. Спорт — это проекция социума, его ценностных установок. Фотография спорта, меняясь вместе с обществом, отражает социальные и культурные особенности каждой эпохи. Экспозиция, включающая произведения классиков советской и российской фотографии — Александра Родченко, Макса Пенсона, Аркадия Шайхета, Бориса Игнатовича, Льва Бородулина, Александра Абазы, Дмитрия Донского, Сергея Гунеева, а также современных спортивных фотографов, рассказывает об эволюции жанра, позволяет проследить смену стилей и эстетических парадигм, демонстрирует современные тенденции, связанные с развитием новых технологий. 

2

После Октябрьской революции спорт перестает быть элитарным, аристократическим способом проведения досуга и приобретает массовый характер. Культ здорового тела в послереволюционные годы — часть масштабного проекта по созданию нового человека. Всего через полтора месяца после подписания Брестского мира, на фоне уже начавшейся иностранной интервенции и разгорающейся Гражданской войны, 22 апреля 1918 года ВЦИК выпустил декрет, который наряду с «введением всеобщего военного обучения трудового населения» предполагал «как можно шире организовать физическое воспитание и спорт среди трудящихся». В 1923 году был принят декрет ВЦИК РСФСР «Об образовании высшего и местных советов физической культуры трудящихся РСФСР».

Советская власть активно пропагандировала спорт, а важнейшим способом пропаганды начиная с 1920-х годов были фотоиллюстрированные издания, которые выходили массовыми тиражами. Газеты, журналы, брошюры, посвященные спорту, формировали важный заказ для лучших фотографов того времени. Некоторые из этих раритетных изданий представлены на выставке.

8d73394c5f594eee931642ed7f83

4

Центральным образом советской фотографии спорта 1920-х — начала 1950-х годов является не профессиональный спортсмен с конкретным именем и историей выдающихся побед, а физкультурник. «Копьеметатель» и «Боксер» Макса Пенсона (1928), «Прыжок в воду» Михаила Прехнера (начало 1930-х), «Юная спортсменка» Ивана Шагина (1930-е) — эти снимки, ставшие классикой отечественной фотографии, демонстрируют физически совершенное тело в статуарных позах и обобщенный идеализированный образ нового человека.

 Одним из главных сюжетов фотографий 1930-х — начала 1950-х годов становится спортивный парад, который демонстрировал не соревновательность, а, наоборот, способность слиться в единое, слаженно движущееся коллективное тело. Акробатические пирамиды с транспарантами, помпезные декорации и сложнейшая хореография, в которой тела участников образуют одно гигантское многорукое существо, — эти массовые зрелища становятся новым видом монументального искусства, «в котором театр, балет, опера, живопись, скульптура, музыка, песня синтетически соединены, подчиняясь физкультурному действию» (Охлопков Н. Счастливый день // Газета «Известия», 26 июля 1938 г.). Физкультурные парады на Красной площади снимают лучшие фотографы — Александр Родченко, Эммануил Евзерихин, Иван Шагин, Анатолий Егоров, Самарий Гурарий, Аркадий Шайхет. 

image_1

5

Расцвет физкультурных парадов приходится на тот период развития фотографии, когда авангардные эксперименты уже осуждены как «формализм», а творческие объединения, включая возглавляемую Александром Родченко в начале 1930-х конструктивистскую группу «Октябрь», ликвидированы. В фотографиях Родченко со спортивного парада на Красной площади 1936 года уже почти нет следов прежних экспериментов. Однако острые ракурсы, знаменитая «косина» композиции и то, что Дзига Вертов называл «динамической геометрией» кадра, все еще присутствуют в его снимках.

В 1930-е годы еще не были изобретены телеобъективы. Фотографы были вынуждены выбирать ближнюю точку съемки. Специальных фотозон не существовало: иногда они снимали прямо среди рядов физкультурников во время парадов или непосредственно за спинами легкоатлетов в момент старта («Старт» Ольги Игнатович, 1930-е).

Во второй половине 1940-х годов советский спорт начинает интегрироваться в международные спортивные ассоциации. В 1952 году в Хельсинки Советский Союз впервые получил представительство на Олимпиаде. Победы в международных соревнованиях обретают символический капитал, имеющий большое социальное и политическое значение.

image_6

image_7

С наступлением оттепели в фотографии расширяется диапазон допустимых выразительных средств и сюжетов. Становится возможным обращение к опыту фотографического авангарда 1920-х годов и его формальным находкам. Кроме того, возникает запрос на живую человеческую эмоцию и индивидуальный психологический портрет героя, в том числе спортсмена. В спортивной фотографии выразителем нового типа съемки стал Лев Бородулин, чьи снимки не только пользовались огромным успехом в Советском Союзе, но и во многом повлияли на мировую спортивную фотографию.

Спортивная фотография «аналоговой эпохи» ставила целью создание художественного образа. Снимая на пленку, фотограф физически не мог формировать новостной процесс. Негатив требовал проявки, печати и только потом отправлялся заказчику — газете или журналу. Во время проявки и печати фотографы в темной комнате «колдовали» над снимками. Так, например, Александр Абаза не только радикально кадрировал свои снимки, но и пользовался обильной ретушью и монтажом.

В 1970—1980-е годы стремительно развивается фототехника. Появившиеся инновации используют спортивные фотографы. Дмитрий Донской одним из первых использовал новые возможности объективов с переменным фокусным расстоянием. Сергей Гунеев стал применять дистанционное управление фотокамерой: установив ее прямо на беговой дорожке, он создал знаменитый снимок «Бег с препятствиями», удостоенный 3-го приза World Press Photo в категории «Спорт» в 1980 году.

1

3

С развитием интернет-медиа спортивная фотография попадает в новый контекст. В частности, необходимость выбрать для публикации одну или две фотографии сменяется возможностью создать целую фотогалерею, представляющую событие в разных аспектах и позволяющую работать сериями. Этот период развития жанра представлен на выставке ведущими современными фотографами спорта — Сергеем Бобылевым (ТАСС), Дарьей Исаевой («Спорт-Экспресс»), Владимиром Песней (РИА Новости), Марией Плотниковой, Алексеем Филипповым (РИА Новости), Константином Чалабовым (РИА Новости).

МАММ благодарит РИА Новости, информационное агентство России ТАСС, Государственный музей В. В. Маяковского, МИРА коллекцию, «Спорт-Экспресс» за предоставление работ для выставки, а также Российский государственный архив кинофотодокументов за предоставление кинохроники 1910—1920-х годов.

Подробнее на сайте МАММ >>

Михаил Розанов «Сталь. Стекло. Бетон»

Выставки1 год назад
Культурный центр «Левашовский хлебозавод» (Санкт-Петербург) совместно с Фондом Ruarts представляют п...

Выставка Жерара Юфера «Один день в музее».

Выставки5 лет назад
В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей...

Русский пейзаж на фоне великой американской фотографической традиции

Выставки2 года назад
С 25 февраля по 1 мая в Галерее классической фотографии пройдёт выставка Максима Бедова Portfolio #2...

Олег Каплан. «Путь: из ХХ в ХХI век»

Выставки1 мес. назад
С 10 апреля по 2 июня 2024 года в Галерее Классической Фотографии (Москва) проходит фотовыставка Ол...

Эдоардо Делилле, Джулия Пьермартири. Атлас нового мира

Выставки12 дн. назад
В рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2024» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выст...

Выставка «Три жизни Аньес Варда»

Выставки5 лет назад
В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей...

Открылась регистрация на Фотофорум 2019

Выставки5 лет назад
С 11 по 13 апреля в МВК «Крокус Экспо» пройдет главное профессиональное мероприятие для многих росси...

Борис Назаренко «Поток»

Выставки3 года назад
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Бориса Назаренко — одного из самых ярких предста...

Выставка Массимо Сестини «Горизонты Италии. Вид из полицейских вертолетов»

Выставки5 лет назад
«Горизонты Италии. Вид из полицейских вертолетов» — выставка фотографий Массимо Сестини, победителя ...

Лорен Гринфилд «Одержимые успехом»

Выставки3 года назад
В рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии — 2021» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет про...
Беззеркальное будущее.

Беззеркальное будущее.

Выставки7 лет назад
С 20 по 23 апреля в Крокус Экспо пройдет Фотофорум, который является единственной в России выставкой...

Выставка Les années folles. Фотография, костюмы и обувь из коллекции Shoe Icons.

Выставки5 лет назад
В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей...

Выставка Михаила Грачёва «Советская повседневная жизнь. 1930-е — 1960-е».

Выставки5 лет назад
В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей...

Галерея Классической Фотографии представит мультимедийный проект Андрея Троицког...

Выставки3 года назад
С 7 апреля по 9 мая 2021 года Галерея Классической Фотографии представит мультимедийный проект совре...

Вернисаж по случаю открытия выставки Сергея Чубарова

Выставки2 года назад
В ближайшую пятницу, 21 января, в Галерее классической фотографии пройдёт вернисаж по случаю открыти...
Спорт в фотографии. От Родченко до наших дней.
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить