Борис Назаренко «Поток»

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Бориса Назаренко — одного из самых ярких представителей современной стрит-фотографии, известного своими эмоциональными и ироничными снимками повседневной городской жизни.

image_6

©Борис Назаренко. Москва. 2018. Цифровая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Борис Назаренко родился в 1950 году в Омске в семье инженеров. Интерес к фотографии унаследовал от родителей: все началось с узкопленочной камеры с раздвижным объективом, которую его отец привез из Европы после окончания Второй мировой войны, а первые свои снимки Назаренко сделал на мамин фотоаппарат «Любитель». «Любителем», а также чехословацкой камерой Flexaret, рассчитанными на квадратный кадр 6×6 сантиметров, он продолжал снимать вплоть до 1980—1990-х годов — по словам фотографа, именно с этим связано его пристрастие к квадратному формату, благодаря которому он органично вошел в эпоху Инстаграма. В третьем классе Назаренко получил в подарок личную камеру — один из самых популярных советских малоформатных фотоаппаратов «Смена-2». В это время юного фотографа интересовали в основном формальные эксперименты с различными техниками, фотоэффектами и способами печати.

В 1963—1965 годах Назаренко посещал вечерние курсы Омского художественного училища. Занятия живописью и рисунком оказали сильное влияние на его фотографический язык, способ работы с композицией кадра и пластической формой.

image_9

©Борис Назаренко. Мюнхен. 2015(слева), Одесса. 2017(справа). Цифровая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Увлечение Назаренко фотоискусством развивалось параллельно с научной деятельностью. В 1967 году после обучения в физико-математической школе он поступил на математический факультет Новосибирского государственного университета. В 1971 году переехал в Москву и продолжил обучение в Московском инженерно-экономическом институте имени С. Орджоникидзе на факультете экономической кибернетики, где занимался вопросами искусственного интеллекта. Научно-исследовательская практика выработала у Назаренко особую внимательность к деталям, умение видеть новое в привычном.

В начале 1990-х годов на фоне экономического кризиса и напряженной обстановки в стране Назаренко потерял интерес к фотографии, но в 2005 году вновь увлекся фотоискусством и, перепробовав съемку в различных жанрах, остановился на уличной фотографии.

image_14

©Борис Назаренко. Кисловодск. 2014 (слева), Лазаревское. 2016(справа). Цифровая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

В экспозиции представлены работы Назаренко двух последних десятилетий его творчества. Классик стрит-фотографии Эллиотт Эрвитт, которого Назаренко называет одним из наиболее близких по духу мастеров, считал, что «фотография — это искусство наблюдательности. Не важно, что мы видим — важно, как мы видим». Этот принцип лежит в основе фотографического метода Назаренко. Его снимки — результат остроумной игры воображения и наблюдения. Ему блестяще удается предвосхитить зарождение и развитие истории, почувствовать «решающий момент» и за долю секунды запечатлеть его в одном кадре.

Это редкое умение делает Назаренко превосходным мастером спонтанной, непостановочной фотографии. Сам он называет свои работы «импровизациями». «Я не мыслю сериями, — рассказывает автор, — для этого есть кинематограф, я мыслю одним кадром, с которого все начинается и на нем же заканчивается». Назаренко предпочитает работать с черно-белой фотографией, полагая, что цвет отвлекает от главного — сюжета и непосредственных эмоций. В фокусе его внимания колоритные места и персонажи, взаимоотношения героев и их переживания, случайные композиционные рифмы и сочетания форм, рождающие новые визуальные и смысловые связи. Из потока повседневности он выхватывает то анекдотические, то драматические мизансцены, из которых состоит будничная жизнь любого города любой страны.

image_11

©Борис Назаренко. Омск. 2018 (слева), Никосия. 2018 (справа). Цифровая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

По признанию фотографа, ему интереснее всего снимать своих героев в обыденных обстоятельствах, когда каждый из них может проявить свою индивидуальность. «Меня интересует реальная жизнь: никакой постановки, никакого лукавства, — говорит Назаренко, — ведь она во много раз интереснее и фантастичнее, чем любая выдумка».

Борис Назаренко — участник многочисленных выставок в музеях и галереях Италии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, России. Его фотографии находятся в собраниях Государственного Русского музея, Мультимедиа Арт Музея, Москва, галереях Праги и Будапешта. Живет в Москве, часто путешествует, снимая по всему миру.

***

Дата проведения 27.04— 20.06.2021

Адрес: Мультмедиа Арт Музей, Москва, ул. Остоженка, д. 16

Время работы с 12:00–21:00 ежедневно,  кроме понедельника

Источник: МАММ

Выставка Эрика Мадигана Хека «Вперед в прошлое»

Выставки5 лет назад
В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей...
Виктор Ильин. Земля и небо

Виктор Ильин. Земля и небо

Выставки1 год назад
До 18 июня 2023 года музейно-выставочный центр РОСФОТО (Санкт-Петербург) представляет масштабную рет...

Эдоардо Делилле, Джулия Пьермартири. Атлас нового мира

Выставки1 мес. назад
В рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2024» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выст...

Выставка «Мест нет» китайского фотографа Ву Гоюна (Wu Guoyong)

Выставки5 лет назад
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет проект, иллюстрирующий тезис о том, что самая прекрасная ...

Я знаю места: путешествие по адресам ленинградского андеграунда

Выставки4 мес. назад
Ленинградский андеграунд – литературный, художественный – важная часть городского культурного кода. ...

Спорт в фотографии. От Родченко до наших дней.

Выставки1 мес. назад
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку — исследование феномена спорта сквозь призму фот...

Сергей Борисов «Сказка о потерянном времени»

Выставки2 года назад
В рамках «Фотобиеннале-2022» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Сказка о потерянно...

Али Алишир. В движении.

Выставки1 мес. назад
Музей современного искусства Эрарта (Санкт-Петербург) представляет выставку турецкого фотографа Али ...

Тамара Стофферс. Улица — наша палитра.

Выставки2 мес. назад
Музей современного искусства Эрарта (Санкт-Петербург) представляет выставку голландской художницы Та...

Выставка «Три жизни Аньес Варда»

Выставки5 лет назад
В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей...

Вернисаж медифотовыставки Игоря Мухина

Выставки1 год назад
Ровно год назад «Зенит» открыл свой фирменный выставочно-торговый центр в ГУМе. Эту дату было решено...

Мария Тимофеева. Память заменяет мне вид из окна

Выставки1 год назад
Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские» предст...

Олег Каплан. «Путь: из ХХ в ХХI век»

Выставки1 мес. назад
С 10 апреля по 2 июня 2024 года в Галерее Классической Фотографии (Москва) проходит фотовыставка Ол...
НОРМКОР. Практики повседневности в современной молодежной фотографии

НОРМКОР. Практики повседневности в современной молодежной фотографии

Выставки1 год назад
Масштабная групповая выставка под названием «НОРМКОР. Практики повседневности в современной молодежн...
Санкт-Петербург увидит лучшие моменты фестиваля «Гастрономическая карта России» на фото

Санкт-Петербург увидит лучшие моменты фестиваля «Гастрономическая карта России» ...

Выставки6 лет назад
Фотовыставка, посвященная масштабному федеральному проекту «Гастрономическая карта России» WELCOME F...
Борис Назаренко «Поток»
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить