5 кадров на камеру Meopta Flexaret VI с плёнкой Lomography Lady Grey
Вы когда-нибудь покупали фотоаппарат только из-за его внешнего вида, как часть украшения интерьера? У меня есть несколько, и я даже использую некоторые из них для настоящей фотографии. Как-то раз, просматривая Flickr, я увидел интересную камеру в стиле ар-деко, и понял, что она должна стать частью моей коллекции. Порывшись в Интернет, мне удалось выяснить, что это Flexaret VI, которая выпускалась в 1960-х годах оптической фабрикой Meopta.
Автор: Alex Gridenko
Flexaret VI, объявленный «национальным достоянием» известным фотографом Яном Саудеком, был чехословацким ответом Rolleiflex. Сделанный в ЧССР, этот фотоаппарат был не слишком дорогим по сравнению с немецкими и японскими TLR, и я решил купить его, чтобы украсить свою гостиную. Я быстро нашел один экземпляр в достаточно хорошем состоянии по разумной цене. Продавец упомянул, что камера была в рабочем состоянии, и у меня, естественно, возникло искушение попробовать ее в деле.
15 лет назад у меня уже был некоторый опыт работы с TLR Mamiya C330. Это была настоящая профессиональная камера – прочная, тяжелая с прикрепленной призмой, но (да простит меня Mamiya ) довольно уродливая. Однако у компактной, легкой и изящной Flexaret был один серьезный недостаток –очень тёмный видоискатель! Потребовалась прогулка солнечным днем с незаряженной камерой, чтобы привыкнуть к перевернутому изображению и попрактиковаться в фокусировке. Наконец, я был готов снять свой первый рулон плёнки. Критерии выбора были просты: дешевая, черно-белая, ISO 400. Lomography Lady Grey соответствовала всем критериям.
Снимки, оцифрованные с высоким разрешением в местной фотолаборатории, преподнесли несколько сюрпризов – одни хорошие, другие не очень. Камера работала исправно, объектив, четырехэлементный Belar 80mm F3.5, был чрезвычайно четким в центре с небольшой сглаженностью углов, ожидаемой от оптического дизайна, подобного тессару, и разрешение было превосходным. Кроме того, контрастная Lady Grey очень хорошо работала со старым объективом. Это сразу же стало моим предпочтением для Flexaret (мне еще предстоит попробовать её в цвете). Также был неприятный сюрприз: оказалось, что я больше не могу удерживать TLR-камеру неподвижно на 1/100 сек. Даже некоторые снимки на 1/200 были слегка размытыми. Увы, теперь я вынужден использовать штатив и спусковой тросик при любой выдержке ниже максимальной 1/400 секунды.
Было еще кое–что, что я не могу описать техническими терминами - отчетливо винтажный вид фотографий, словно они были сделаны много десятилетий назад. Подобно маленькой машине времени, Flexaret мгновенно переносит зрителя в 1940-50-е годы. Именно это привлекло меня в этой камере и вызвало желание продолжать фотографические эксперименты. На этот раз я решил снимать портреты. Выбрать модель для первой портретной сессии было несложно: у меня есть хороший друг и муза, очень талантливая художница Анна Сайан. Мы решили сделать несколько портретов в ее студии.
Возникла небольшая техническая загвоздка: у Flexaret крепление для штатива большого диаметра, и я не хотел ждать, пока адаптеры прибудут обычной почтой из Китая. Табурет со стопкой толстых книг послужил импровизированным штативом. Освещение было не очень хорошим, что сузило диапазон возможных настроек съемки. Я выбрал диафрагму F5.6, чтобы обеспечить некоторую глубину резкости и выдержку 1/25 секунды, что является максимально низкой из возможных для портретной съемки. Фокусировка через темный видоискатель была непростой задачей, однако фотографии получились прекрасными: винтажные, мягкие, но детализированные, с приятной, ненавязчивой зернистостью. Еще одно замечательное сотрудничество Flexaret и Lady Grey! Три из этих фотографий были напечатаны и теперь украшают студию Анны.
Вторая идея была настолько банальной, насколько это возможно: «готическая» фотосессия на кладбище. На этот раз со штативом. День был солнечный, и это создало еще одну проблему: свет был слишком ярким! Снимал я почти вслепую, и отрезал ноги модели. В следующий раз я должен принести темную ткань, которая только дополнит впечатление от ретро. Завершился рулон во внутреннем дворике кафе, где я снял сцену мохито и лирические грезы. Это был последний и лучший кадр в рулоне, и я рад, что не использовал его для чего-то другого.…
Комментарии