Ключевые элементы композиции: свет и взаимосвязь форм

Фотографы, от начинающих до самых опытных, постоянно ищут способы улучшить свои композиции. Чтобы добиться успеха в этом поиске, вы должны составить изображение, прежде всего, на основе двух вещей: света и взаимосвязи форм.

 Автор: Bruce Barnbaum (website)

image_2

Прежде всего, хочу отметить, что я не ссылаюсь ни на какое так называемое «правило композиции», потому что такие правила бесполезны и абсурдны, и лучшее, что можно сделать с любым правилом композиции - это игнорировать его.

Свет является ключом к композиции, потому что единственное, что видит плёнка или цифровые датчики, - это уровни освещённости, а не объекты. Чтобы понять разницу, давайте рассмотрим простой пример, пусть это будет одиночное дерево в лесу. Представьте себе солнечный день, когда солнце находится за вашим левым плечом, и вы смотрите на это дерево. Вы увидите, что солнечный свет падает на ствол в основном с левой стороны, и вы увидите тени на стволе, отбрасываемые другими деревьями или даже ветвями рассматриваемого дерева.

image_1

Вы будете воспринимать ствол как целый, сплошной твёрдый объект, поднимающийся из земли, потому что это именно то, чем он является на самом деле! Но плёнка или цифровой датчик, в этом случае, увидят разрозненный набор более ярких и темных участков. Ничто в этом не является целым, поэтому вы должны научиться воспринимать объект так же, как его воспринимают плёнка или датчик. Как только вы возьмёте за привычку обращать внимание, прежде всего, на свет, а не на объекты, вы на пути к успешной фотографии и композиции. Но это лишь первый шаг. Второй шаг - увидеть взаимосвязь форм в кадре.

Давайте снова вернемся к дереву в тот же солнечный день и выясним, как превратить ствол в нечто, что плёнка или датчик видят как сплошной объект. Моё предложение состоит в том, чтобы подойти к другой стороне дерева, чтобы солнце было перед вами. В этом случае ствол дерева окажется в тени, и теперь плёнка или датчик видят его как целый, сплошной объект.

image_3

Обладает ли это дерево формой – возможно, изгиб ствола или угол наклона его основных ветвей, которая повторяется другими деревьями поблизости? Если это так, то вы на пути к созданию интересной композиции. Если вы посмотрите внимательнее, вы можете заметить, что при небольшом перемещении влево наше дерево и другое за ним находятся достаточно далеко друг от друга, причем оба имеют схожие формы, так что вы не можете не заметить, насколько они похожи и как одно перекликается с линиями другого.

Другими словами, вы создали интересную взаимосвязь между формами двух деревьев, разместив камеру в таком месте, которое делает эту взаимосвязь неизбежной для взгляда зрителя. Если другие деревья имеют такие же или очень похожие формы, вы создали замечательный набор форм, находясь на затененной стороне и найдя место в пространстве, которое подчеркивает сходство изогнутых стволов.

image_4

Для этого сложного подхода не существует «правила», потому что каждая фотография уникальна. Никакая другая группа деревьев нигде не продемонстрирует такой набор форм при таком освещении. Таким образом, вместо того, чтобы следовать каким-то правилам композиции, вы просто концентрируетесь на максимизации качества света и визуальных взаимосвязей форм. В случае нашего дерева и леса, мы контролировали качество света, глядя на солнце (тем самым помещая все стволы деревьев в тень), и пытались на сколько это возможно показать взаимосвязь форм, выбирая точное положение объектива камеры.

С таким мышлением вы становитесь на верный путь к созданию успешных композиций. Поэтому игнорируйте правила и придерживайтесь понимания света (т.е. восприятия света так, как его воспринимают плёнка или датчики), а также пытайтесь найти оптимальную визуальную взаимосвязь форм в кадре вашей камеры. Вы даже можете обнаружить, что обрезка изображения в несколько ином соотношении, чем у кадра вашей камеры, еще больше улучшает взаимосвязь. Действуйте! Не привязывайтесь к формату камеры, будь то 2×3, или 4×5, или 6×6, или что-то еще. Конечное изображение не обязательно должно соответствовать размерам вашей камеры; вместо этого оно должно соответствовать самому сильному способу видения.

Источник: PetaPixel

Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Как проверить количество срабатываний затвора камеры

Практика2 года назад
Хотите проверить, сколько отдельных фотографий камера сделала за весь срок эксплуатации? Вот руковод...
Профессиональная съемка автоспорта. Советы начинающим фотографам

Профессиональная съемка автоспорта. Советы начинающим фотографам

Практика3 года назад
Многие мечтают стать профессиональным фотогграфом автогонок, но с чего начать и как добиться успеха?...
Основные принципы съёмки на инфракрасную плёнку

Основные принципы съёмки на инфракрасную плёнку

Практика3 года назад
Инфракрасная фотография всегда была уникальным и нишевым видом искусства, позволяющим фотографу созд...
От чего зависит качество изображения?

От чего зависит качество изображения?

Практика2 года назад
Количество мегапикселей камеры часто рассматривается потребителями как эталонное число для определен...
Раскрываем секреты режимного времени

Раскрываем секреты режимного времени

Практика2 года назад
Какое самое лучшее время для съёмки? В справочниках, инструкциях и учебниках по фотографии 100-летне...
О тенях в фотографии

О тенях в фотографии

Практика2 года назад
Что такое фотография? Есть много разных способов ответить на этот простой вопрос, но в основных абст...
Авиаспоттинг (советы начинающим)

Авиаспоттинг (советы начинающим)

Практика4 мес. назад
Авиаспоттинг (съёмка летательных аппаратов) ровно на столько распространён среди фотолюбителей, на с...
Советы по съемке в студии от PRO фотографа Nikon Ольги Гладковой

Советы по съемке в студии от PRO фотографа Nikon Ольги Гладковой

Практика2 года назад
Начинающие фотографы зачастую боятся работать в студии, ведь существует столько нюансов, которые важ...
Урок портретной съемки от Дмитрия Исхакова: работа с постоянным и импульсным светом, особенности использования насадок гобо

Урок портретной съемки от Дмитрия Исхакова: работа с постоянным и импульсным све...

Практика3 года назад
Всем интересно узнать, как профессиональный фотограф сделал тот или иной кадр. Особенно это касается...
Сделайте свой собственный диффузионный фильтр

Сделайте свой собственный диффузионный фильтр

Практика3 года назад
Если вам нравится эффект мягкой расфокусировки, который создаёт диффузионный фильтр, вы можете воспо...
Альтернативные способы печати

Альтернативные способы печати

Практика11 лет назад
Интерес к старым технологиям съемки и печати в последние годы значительно вырос. Доказательство тому...
Всё что угодно может быть модификатором света, если проявить небольшой творческий подход

Всё что угодно может быть модификатором света, если проявить небольшой творчески...

Практика2 года назад
Светоформирующие инструменты обычно очень дорогие. Но что, если бы вы могли взять любой предмет и пр...
Любовь и Прага. Мастер-класса Рустама Хаджибаева

Любовь и Прага. Мастер-класса Рустама Хаджибаева

Практика8 лет назад
В конце прошлого года в Праге состоялся мастер-класс фотографа-амбассадора компании Nikon Рустама Ха...
Я снимаю на Olympus. Станислав Лиепа: осторожней с фотографией - может возникнуть привыкание

Я снимаю на Olympus. Станислав Лиепа: осторожней с фотографией - может возникнут...

Практика9 лет назад
Фотографией я начал заниматься около шести лет назад, тогда это помогло мне отвлечься от сломанной н...
Я снимаю на Olympus. Фотограф Дмитрий Зверев: современным флагманом OM-D E-M1 работаю с декабря 2013 года

Я снимаю на Olympus. Фотограф Дмитрий Зверев: современным флагманом OM-D E-M1 ра...

Практика10 лет назад
Сегодня мы начинаем цикл обзоров от известных фотографов, лауреатов всевозможных конкурсов, о том, к...
Ключевые элементы композиции: свет и взаимосвязь форм
журнал ФотоТехника

Комментарии

Отправить